Воскресенье, 24.11.2024, 23:35
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость

История развития угледобывающей промышленности


Ещё на заре цивилизации люди поняли, что не менее важную роль, чем металлам и солям, в их жизни суждено играть некому горючему камню, который греки назвали Anthrax (антракс). Дословный перевод греческих составных слова «сверху», «от», «воспламеняю» напоминает сгорание дерева или угля от упавшей с неба молнии. Так, через западно-европейские языки дошел до нас антрацит, что означает уголь. Вообще, слово «антракс» удачно характеризует главное свойство любого угля воспламеняться от сильного жара и давать людям огонь. Тот самый огонь, что двигает машины, освещает города, обогревает жилища. Животворящий огонь. Тех, кто его добывает, в разные эпохи называли углекопами, угледобытчиками, угольщиками, шахтерами. Но прежде, чем добыть и воспользоваться ископаемым топливом, необходимо знать его месторождение.

         История открытий забайкальского угля уходит своими корнями в первую половину XVIII столетия - времени, когда начинал и разворачивал горные промыслы Нерчинский завод, основанный еще по велению Петра I. Именно тогда стало известно о наличии угля на территории Нерчинского воеводства. Более чем двух с половиной вековая история эта несколько нетрадиционна для России, она имеет свою судьбу и своих героев и характерна крайней отдаленностью Забайкалья от столицы государства и тем, что сам край более полутора века был центром огромной всероссийской каторги и ссылки.

Обратимся к этой истории и проследим путь поиска забайкальского угля, его добычи и ту роль, которую сыграл горючий камень в судьбе огромного и удивительного края, расположенного к востоку от озера Байкал.

       Екатерина II прекрасно понимала, что горное дело еще при Петре I начало служить значительным источником государственных доходов и средством процветания России. Еще 24 августа 1700 года Петр I издал указ «Об учреждении Приказа рудокопных дел». Приказу этому вменялось в обязанность производить разведку полезных ископаемых, сооружать казенные рудники и заводы, заботиться о приписке к ним рабочей силы, поощрять промышленников в развитии горного дела. Но поскольку Приказ не имел на местах своих подчиненных, управление горным делом входило в компетенцию воеводы. Позже, когда Приказ рудокопных дел был упразднен и непосредственное руководство Нерчинскими заводами осуществляло Нерчинское горное начальство, начался целенаправленный поиск полезных ископаемых, в том числе минерального топлива. Этому обстоятельству и было обязано Забайкалье своими первыми геологическими открытиями.

        В 1742 году служащий разведывательной партии подканцелярист Лабиен Маюров на реке Аргунь недалеко от Чалбучинского караула, примерно в ста саженях от берега, обнаружил залежи бурого угля. Это былополноправным знаком того, что к богатству недр даурской земли, к её известнякам и кварцам, аквамаринам и хрусталям, мраморам и хацедонам, яшмам и шпатам, минеральным солям, серебро-свинцовым рудам и самородному золоту прибавился черный ископаемый камень. Тогда же разведкой был найден уголь у деревни  Горбуновой к югу от Нерчинского Завода. «Каменной плотной уголь в пластовом близ реки Аргуни, близ Горбуновой деревни и по Ингоде, место рождения его неизвестно» - сообщал через несколько лет исследователь Даурии академик Иван Герман. На находки угленосных отложений у озера Гусиного и твердого гагата близ Урлукской долины указывал в своем уникальном труде «Путешествие по разным провинциям Российской империи» (1788г.) замечательный русский путешественник Петр Симон Паллас, а на угли юго-восточного берега озера Байкал – Е.М. Патрэн. Отрывочные сведения о забайкальских углях имеются в трудах И.Готлиба (И.Георги).

       Но только через полвека после открытия Лабиена Маюрова Правительственный кабинет Екатерины II одобрил предложение о применении на Нерчинских Заводах минерального топлива и дал указание на добычу и использование местного каменного угля.

По пласту каменного угля, проходящего вдоль реки Аргунь, заложили небольшую штольню, из которой вынули триста пятьдесят пудов невиданного доселе топлива.

        Заинтересованный в применении топлива Кабинет одобрил предложение о строительстве паровых машин. Но плохое качество чугуна, нехватка мастеров и другие многочисленные трудности не позволили построить паровые машины. Их эксплуатация в крае началась значительно позднее, в середине XIX века.

        Начало активной разработки угольных месторождений относится ко времени строительства Забайкальской железной дороги. На первых порах это были мелкие шахты и разрезы отдельных предпринимателей, а позднее -нескольких углепромышленных товариществ.

       Открывший урейский уголь Михаил Васильевич Сергеев в 1885 году нашел в районе Шерловой Горы, в двух верстах к западу от 79 разъезда железной дороги, угольный пласт мощностью до десяти саженей. Это явилось открытием Харанорского буроугольного месторождения, будущей кладовой забайкальского черного золота. Разработкой месторождения «Черное озеро» начали заниматься с 1907 года.

       Любопытную страничку истории забайкальского угля представляет Тарбагатайское угольное месторождение. Оно начало разрабатываться в 1902 г. Разработка забайкальских месторождений угля велась полукустарным способом, Тарбагатайские копи были одними из немногих, имевших хорошее оборудование. В 1912-1913г.г. была установлена мощная электростанция с двумя турбогенераторами, а также ширококолейная подъездная ветка, спускающаяся прямо в разрез. Откачку воды из карьеров производили мощные паровые водоотливные установки. Продажная цена на тарбагатайский уголь превосходила стоимость черновского угля на 10-15%.

Запасы угля Черновского месторождения специалисты оценивали в полтора миллиарда пудов. В начале девятисотых годов началось освоение месторождения. Разработка месторождения велась открытым способом – карьерами, что определяло ее относительную дешевизну. На разрезах работало два многочерпаковых экскаватора, два локомобиля, восемь паровых машин германского производства, шесть паровых водоотливных насосов, три динамо-машины, две подъемные лебедки и другое оборудование.

       Потребление промышленными предприятиями каменного угля было очень небольшим. Участь копий решала, по существу, железная дорога. Она имела право выбора по его добыче, качеству, ценам и запасам. Угольные предприятия, не выдержавшие конкуренции, были вынуждены закрыться. С 1910г. прекратили работу Танхойские копи, чей уголь проигрывал в сравнении с Тарбагатайским. Возникшие в 1908г. Харамангутские копи просуществовали всего три года. Их закрыли в 1910г. вследствие большой стоимости доставки угля – пять километров на железнодорожную станцию гужевым транспортом. Двенадцативерстная перевозка угля до станции  Талбага не давала возможности Халяртинским копям также конкурировать с Тарбагатайскими копями. Все это объективно сдерживало развитие угледобычи Забайкальской области.

       Резко ухудшилось и без того тяжелое материальное положение рабочих, к июлю 1919г. увеличилась инфляция. Всеобщая разруха, истребление противоборствующими сторонами специалистов угольной промышленности не позволили продолжить работы на двух крупнейших предприятиях - Харанорских и Тарбагатайских копях.  В этом же году  был затоплен знаменитый Тигнинский карьер.  Оборудование на рудниках Черновского месторождения было изношено и разрушено.

С 1917 года начали добывать уголь и в Забайкалье и Харанорском месторождениях. Однако во время гражданской войны угольная промышленность Восточной Сибири пришла в упадок и сумела восстановить свой дореволюционный уровень добычи лишь к концу 20-х годов.

           Проблема топлива в нашей стране всегда оставалась острой, ее острота еще более возросла после Великой Отечественной войны. Восстановительные работы требовали много угля. В этот период, с конца сороковых годов и начинается активное развитие добычи угля открытым способом. Неудивительно, что именно в эти годы в стране была проведена большая структурная реорганизация угольной промышленности, в результате которой было создано крупное региональное угледобывающее предприятие - комбинат «Востсибуголь». Комбинат - объединение - акционерное общество. В этом триедином названии заключена вся полувековая история угольной промышленности Восточной Сибири. Таким образом в послереволюционные времена угольная промышленность Забайкалья постепенно увеличивает объем добычи, открываются и расширяются новые разрезы.

           Пережив нелегкие времена и спад, угольная отрасль постепенно восстанавливает утраченные позиции. В минувшем году прирост составил 453 тысячи тонн, в нынешнем уже добыто 90,8 процента к уровню прошлого года. С хорошими показателями работают разрезы  Харанорский и Восточный, набирают темпы производства малые угольные разрезы. Забайкальским углем полностью обеспечены потребности энергетики и коммунального хозяйства края, его закупают регионы Сибири, Дальнего Востока, начаты поставки в КНР.